Что делать Обозрение
Оскар Хартманн: "Любой провал - это повод работать еще лучше"

Оскар Хартманн – серийный инвестор, филантроп и ментор — явление само по себе в российском бизнесе неординарное. Запуская на рынке e-сommerce стартап за стартапом, он всегда находит время на некоммерческие проекты по развитию предпринимательства в целом в стране и просветительскую деятельность, демонстрируя на практике пользу позитивного мышления и проактивного подхода к жизни и бизнесу. О том, как ему всё это удаётся «запараллелить», и о пользе многозадачности в целом – редакция «что делать обозрение» поговорила с известным предпринимателем.
Оскар, вы являетесь основателем, соучредителем и партнёром почти трёх десятков компаний, капитализация которых сейчас превышает несколько миллиардов долларов США. А если сюда прибавить все сделанные вами частные инвестиции – число «проектов от Хартманна», пожалуй, перевалит за сотню. Какими из них вы гордитесь больше всего?

Действительно, я всегда имел много интересов. Я хотел создать мировую лидирующую бизнес-компанию, но при этом хотел создавать некоммерческие организации для развития предпринимательства. В 2008 году основал интернет-дискаунтер KupiVIP и привлёк в него рекордные для российского рынка $55 млн инвестиций от венчурных фондов. Из относительно новых и любимых моих проектов – это, безусловно, CarPrice, Factory Market... и, конечно, Aktivo. Кроме того, вместе с Игорем Рыбаковым мы в своё время запустили венчурный фонд Larix с объёмом почти в $100 млн, который уже успел вложиться в десяток перспективных проектов. Нас интересуют самые необычные стартапы из разных регионов, характеризующихся наличием крупных рынков и сильной экономики.
БЕЗ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕ БУДЕТ БИЗНЕСА
Почему, на ваш взгляд, концепция компании KupiVIP оказалась такой успешной?

Реальность такова, что, помимо лучшего ассортимента, лучших цен и удобства, интернет-магазины дают возможность принимать решения самостоятельно, без внешнего воздействия, а также устраниться от всех социальных аспектов шопинга. Как можно уйти без покупки после того, как продавец принёс вам для примерки 25 пар обуви? А если вы всё же сможете это сделать, как посмотрите в глаза людям, которые так старались для вас? И коль скоро всё это работает, подобные переживания оставляют болезненный след в сознании потребителя, потому что он не мог действовать совершенно свободно, как в условиях отсутствия социальных факторов. Обычные магазины намного лучше преуспевают в создании условий, принуждающих к покупке, используя всевозможные психологические методы.
Статистика подтверждает, что онлайн-ритейл стремительно развивается. Тем не менее, к примеру, Lamoda решила выйти в офлайн. Каков ваш прогноз по развитию онлайн-ритейла?

На мой взгляд, онлайн-ритейл никогда не сможет вытеснить офлайн-торговлю. По крайней мере, в России. В стране, в которой проникновение интернета хоть и приближается к возможным максимумам, но лишь порядка 20% покупателей, согласно исследованиям, относят себя к «новаторам». Остальные – «консерваторы», приверженные традиционным форматам торговли. Отечественный потребитель предпочитает сначала пощупать товар руками, увидеть вживую и только потом купить. Особенно это заметно в сегменте продовольственных товаров. Казалось бы, что может быть удобней, чем доставка продуктов прямо на дом? Ан нет, за хлебом и колбасой мы по-прежнему предпочитаем идти в магазин. В то же время онлайн-бизнес ещё и сам начинает всё больше думать об офлайн-формате. О возможном выходе в традиционный ритейл такого крупного игрока интернет-рынка, как Alibaba, все наверняка слышали. К слову, китайский ритейлер даже говорит о том, что именно в офлайне он видит перспективы роста. Почти два года назад вышел в офлайн и KupiVIP, открыв две реальные торговые точки. Эксперимент оказался успешным. Таким образом удалось расширить клиентский портфель – как раз за счёт консервативных покупателей.
Aktivo – необычный проект для российского рынка. Почему как основу бизнеса вы выбрали краудфандинг?

Aktivo.ru – первая в России краудинвестинговая площадка по совместному приобретению коммерческой недвижимости. Недвижимость приносит доход от сдачи в аренду. При этом особых трудозатрат от меня не требуется, так как управление объектом берёт на себя специализированная управляющая компания площадки. Этот проект родился фактически из боли: в какой-то момент я понял, что не смогу всю жизнь крутиться как белка в колесе. Да, я так жил, пока был молод. Я работал сутками, как и все предприниматели, и не думал о пассивном доходе. Я брал на себя большие риски, все имеющиеся средства инвестировал в бизнес. Но я стал отцом двух детей, а потом случилось так, что попал в больницу. Только тогда я задумался о том, что будет, если когда-нибудь мне будет сложно работать. Очевидным решением стало отчисление части средств из бюджета в инвестиции, которые обеспечат мне пассивный доход. Кто-то держит депозит в банке, кто-то покупает инвестиционную квартиру. Когда в 2015-м я продавал ряд компаний, встречался с очень успешными людьми и все они мне говорили: «Оскар, половину того, что ты получаешь от продажи, всегда вкладывай в недвижимость». Я не стал ставить их советы под сомнение и начал скупать квадратные метры. Но делал это так, как и все тогда – в хаотичном порядке. В итоге у меня сформировался портфель из какого-то несуразного сборища квартир и коммерческих помещений. Буквально каждый день я получал сообщения от арендаторов о том, что где-то штукатурка обвалилась, где-то затопило помещение. Это было невыносимо. Я получил результат, который абсолютно не соответствовал моим ожиданиям. Было ясно: стратегия не работает, недвижимостью нужно заниматься профессионально. Так появился проект Aktivo, который даёт возможность совместно со множеством других людей купить долю в конкретном объекте и получать затем часть арендного дохода. При этом можно инвестировать совсем маленькую сумму и начать формировать пассивный доход в 10-14% годовых даже на этом. И проект пошёл: только за последний год портфель активов, находящихся под управлением площадки, увеличился в 1,5 раза и превышает сейчас 1,4 млрд рублей.
МОЯ ЗАДАЧА — РАСПРОСТРАНИТЬ СВОЮ ФИЛОСОФИЮ
Считаете ли вы краудфандинг в России перспективным?

Совместное владение, пользование (иными словами – shared economy) – это один из самых больших трендов, который сейчас наблюдается в мире. На цифровых платформах могут собраться по сто незнакомых людей, которые объединяются и могут владеть каким-то объектом. Так создаётся ликвидность. Это сейчас самый большой тренд, который покрывает практически все сферы (продукты питания, энергоносители, недвижимость, строительство, автомобили, одежда и т. д.). Существует даже совместное владение полями, краудинвестинг в сельское хозяйство. Причём люди, которые вместе вложили деньги в определённое сельское хозяйство, могут напрямую употреблять продукты, которые это хозяйство производит. И будет ещё интереснее! Думаю, лет через 70 мы будем удивлены новым организациям, которые никто даже себе представить не мог.
Какие ещё тренды в бизнесе сейчас набирают обороты и будут, на ваш взгляд, актуальны в 2019 году?

Люди говорят себе: прогнозы по ВВП на следующий год не очень хорошие, банкиры уверяют в том, что доступ к финансированию будет затруднён... Но я убеждён: это лишь отговорки. Мозг изыскивает способы не начинать бизнес только потому, что не хочет признаваться сам себе в страхе. Проникновение электронной коммерции растёт. Каждый год e-сommerce в России набирает обороты. Скоро мы придём к тем же самым цифрам, которые сейчас в Европе, и в ближайшие семь лет мы увидим трёхкратный рост электронной коммерции. В Японии, США, России и Китае – повсюду в онлайн-торговле модные товары обгоняют электронику. При этом они остаются самой быстрорастущей категорией, и в соответствии с данными исследований Goldman Sachs онлайн-продажи модной одежды вырастут более чем в два раза в ближайшие пять лет, составив $150 млрд в мировом масштабе. Фермеры будут все свои удобрения покупать на цифровых платформах. Все магазины, которые торгуют продуктами питания, рестораны будут также осуществлять снабжение на цифровых платформах. Больницы, врачи, зубные врачи – все их расходники также придут именно сюда.


Как часто вы ошибались и какие уроки извлекли из этих неудач?

В детстве я почему-то увлекался тем, что изучал, что отличает успешных людей от неуспешных. И обнаружил: чем более успешные люди, тем больше у них было провалов. И это нормально. В юности основной задачей было познакомиться с девушками. Девушки могли жёстко отказать. Да, это «типа провал». На самом деле успех с девушками будет сильно увеличиваться, чем больше у тебя будет провалов. Я к своим 18 довёл это до максимума, просто знакомился со всеми. Так познакомился и со своей будущей супругой. Прилетев однажды в Россию, пошёл в фитнес-центр, где увидел девушку невероятной красоты. Но слишком оробел, чтобы завязать с ней разговор. Мой мозг придумал тысячу причин, оправдывающих мою безынициативность. Но я всё же переборол страх и познакомился с ней. Теперь мы очень давно семья, у нас трое детей. И так во всём: из плохого или нежелательного результата выходит потом очень много интересного, совсем неожиданного.
В бизнесе такой подход тоже помогает?

Конечно. В бизнесе то же самое. Провалы – это больно. Однажды за три года я потерял $20 млн собственных денег. Это была боль адская. Я не мог спокойно заснуть: как будто это был конец, как будто все двери закрылись. Но в конечном итоге я понял, что если убрать из моей жизни эти болевые точки, никаких хороших точек тоже не будет. Это не сразу осознаёшь, но это так. Неудачи мобилизовали во мне такую энергию, что в конечном счёте, как я сейчас понимаю, это был самый креативный период в моей жизни. Конечно, мы и себя, и своих детей хотим оберегать от плохих эмоций – от отказа, от унижения. Но так не работает. Так не формируется характер. Любой провал – это повод работать ещё лучше.

Ваша многопрофильность – это природный талант или годы самообразования и труда?

Это очень большой вопрос, который я постоянно продумываю. Я долго изучал, почему некоторые делают очень много, а другие иногда даже одну задачу выполнить не могут. Моя жизнь всегда была многозадачной, я просто не могу делать что-то одно. Здесь ключевым навыком становится управление временем.

Расскажите, пожалуйста, о своём тайм-менеджменте.

Один из основных факторов – скорость принятия решений. Если это время сократить и идти к действию быстрее, реально начинаешь больше успевать. Кроме того, много времени тратится, как правило, на поиск более простых путей.
Если просто смириться с тем, что лёгких путей нет, и понять, что ты просто должен сделать трудные шаги, можно быстрее начинать действовать. Я стараюсь очень быстро принимать решения и быстро идти к конечному действию. Ну и, конечно, самодисциплина, умение сфокусироваться на чём-то одном. В этом помогают умственные тренировки. Никто нас в школе не учил этому. Но поверьте, мозг тренируется точно так же, как мышцы – бицепс или трицепс.

Менторство – молодое понятие в России, но оно набирает популярность. Почему вы занимаетесь этим?

Я считаю, что каждый успешный человек, да вообще каждый человек должен распространять своё мировоззрение, свою философию. Мир находится в конкуренции разных точек зрения, и эта конкуренция очень важна. И я не говорю о том, что моя точка зрения правильная или неправильная. Моя задача – свою точку зрения, философию распространить. Когда мне исполнилось 30, я взял небольшой тайм-аут, чтобы подумать. До этого я мало думал – просто делал, делал и делал. Не было свободного времени на рефлексию. В погоне за счастьем я пытался кататься на яхтах, отдыхать на шикарных курортах, но это не помогало, а вот собственная стипендиальная программа сделала меня счастливым. Весь мировой опыт филантропии говорит о том, что это самая эффективная деятельность. Я открыл Фонд русской экономики, чтобы помогать людям, которые хотят стать предпринимателями. Ну и уж если совсем откровенно, за всеми этими моими действиями стоит страх смерти. Как это ни банально прозвучит, мне хочется после себя оставить что-то вечное, своё мировоззрение, философию.
Строй бизнес так, как будто умираешь
Ваш канал на YouTube тоже менторский проект?
Все годы, что я занимаюсь бизнесом в России, я веду записи. За это время их накопилось почти три тысячи. В них то, чему я научился за эти годы, выводы, которые я сделал. С 2017 года я пытаюсь оцифровать этот архив: веду в YouTube собственный видеоканал. Сейчас у него больше 220 тысяч подписчиков.


Что пользуется наибольшей популярностью, какие видео?
Топ-3 такой: интервью с очень результативным предпринимателем, видео на тему таких фундаментальных понятий, как воля, уверенность в себе, энергия, и ролик про мотивации и стимулы.


Самый интересный опыт 2018 года?
О, для меня колоссальным опытом стало участие в шоу «Секретный миллионер», которое транслируется по телеканалу «Пятница». Попытался вжиться в роль человека, не имеющего за плечами ни гроша. Проехал по северным российским городам, увидел, как непросто живут там люди. Я был поражён, как в таких условиях они сохраняют стойкость и силу духа.


Ваше любимое времяпрепровождение вне работы?
Очень люблю читать и стараюсь это делать, как только появляется время.


Можете назвать три свои любимые книги?
Могу назвать три книги, которые очень помогли мне в бизнесе. Это «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена, «Моя невероятно правдивая история» Арнольда Шварценеггера и, пожалуй, «Деньги. Мастер игры. Семь шагов к финансовой свободе» Энтони Роббинса.


Главный совет начинающим предпринимателям – как вести бизнес в кризисное время?
Найти свою нишу и не лениться её развивать. Я люблю повторять: строй бизнес так, как будто ты умираешь.


Как научиться управлять финансами, чтобы денег хватало на всё?
Только планирование. Любой успешный предприниматель знает, что без планирования не будет бизнеса. Любой коллектив должен знать, к каким целям он идёт и каких затрат это потребует. Точно так же нужно подходить и к личному (семейному) бюджету. В России специфическая финансовая культура: многие считают, что думать о деньгах и планировать заранее доходы и расходы – это мелочность, это плохо. На самом деле ничего дурного в планировании нет.
08/02/2019
Источник: Что делать Обозрение